Оцифровка логистики – тренд или необходимость?

Как цифровизация сферы транспорта отразится на бизнесе

Share
Share
Share
Tweet
Share
Оцифровка логистики – тренд или необходимость? - Kapital.kz

Развитие транспортно-логистического сектора имеет огромное значение для экономики. Чтобы компании этой сферы могли повысить конкурентоспособность своей продукции и снизить ее себестоимость, им необходимо использовать инновации. Эксперты международной транспортно-логистической группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун и Маргарита Дядяева рассказали о важности оцифровки транспортно-логистических услуг, первых результатах и как это поможет бизнесу в будущем.

На вопрос о том, почему возникла необходимость оцифровки бизнеса в транспортной и логистической сфере генеральный директор группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун ответил так: «Digitalisation – это устойчивый современный тренд. Информационные технологии привносят новые подходы в ведение бизнеса, в том числе и в логистику. Мощные сервера, Big Data, облачные технологии в хранении и обработке массивов данных, электронные метки, GPS-слежение — все это сегодня обеспечивает прозрачность движения товаров в цепях поставок. Одна из конечных целей в логистическом бизнесе — поднять конкурентоспособность своей продукции. Другая — снизить себестоимость услуг за счет исключения неэффективного простоя логистических активов. Актуальные решения для достижения этих целей — автоматизация процессов с помощью искусственного интеллекта и алгоритмов. За счет однократного ввода информации в систему, используемой участниками block chain, исключаются  ошибки ручного ввода информации».

Кроме того, он считает, что в междугороднею логистику следует внедрять безбумажный документооборот. В международных товаропотоках нужно добиваться обмена информацией между таможнями ЕС, ЕАЭС и Китая, а также между железнодорожными станциями разных стран. Кроме этого, нужна достоверная корреляция переводов в мультиязыковой обработке информации (особенно кодировка товаров ТН ВЭД). Эта необходимость – возможность для внедрения современных технологий, повышения конкурентоспособности в экономике.

- Как цифровизация сферы транспорта отразится на бизнесе? Увеличит ли это прибыль бизнеса? 

- В конечном итоге цифровизация должна способствовать росту прибыльности бизнеса, оборачиваемости активов или увеличению объемов продаж. Сегодня происходит переход от классических моделей сотрудничества People2People к моделям Machine2Machine. Приходится много инвестировать в выстраивание таких моделей и систем. Растет конкуренция с большим количеством стартапов, которые привлекают сотни миллионов инвестиций на внедрение технологий. На начальном этапе молодые предприниматели не слишком заботятся о рентабельности привлеченного капитала и могут себе позволить работать в минус. Однако это инвестиции в будущее, где вне цифровых моделей нельзя будет заниматься бизнесом.

- Как в России работает цифровизация сферы транспорта? 

- В транспортной отрасли России, в первую очередь, произошла виртуализация пассажирских перевозок: покупка билетов через интернет, отслеживание расписания и планируемого времени прибытия (ЕТА) в режиме реального времени. В грузоперевозках также внедряется возможность слежения за местонахождением груза. Благодаря системам GPS и Глонасс открывается Track&Trace по отправкам, рассчитывается ЕТА. Курьерские и экспресс-посылки задают здесь тренд. Каждый человек, который купил товар через е-commerce платформу, следит за процессом доставки заказанного товара. С помощью новых технологий автопредприятия управляют режимом труда и отдыха водителей, режимом работы двигателя, движением транспорта в режиме онлайн. Государство автоматически взимает платежи за проезд по дорогам. Таможенное декларирование товаров уже тоже доступно в электронном виде. Безбумажный документооборот, включая фискальные операции, стал нормой. Такие условия приводят к прозрачности бизнеса и борьбе с коррупцией.

- Какую страну вы считаете наиболее прогрессивной с точки зрения цифровизации логистики? Приведите, пожалуйста, пару наглядных примеров этого или прошлого года.

- Я не знаком со спецификой всех стран, но хочу отметить достижения в этой сфере США и в частности Силиконовой долины. Здесь появляются и стартапы в сегменте морских линий с моделями работы онлайн через букинг-платформы, и системы слежения за местонахождением контейнеров, посылок, а также безбумажный документооборот: Flexport, Freightos, Uber Freight.

Стараются не отставать Франция, Германия, Польша. Мы сотрудничаем с такими платформами как Transporeon, Shippeo, Trans.eu, Timocom. В российском Сколково тоже идут в ногу со временем. Если рассматривать отдельные отрасли, то сегмент авиа, конечно, задает тренд. IATA давно обеспечивает прозрачность и безопасность авиаперевозок в централизованной системе управления данными. Без качественной электронной системы нельзя работать в отрасли. Курьерские и экспресс-доставки показывают пример прозрачности и дигитализации. Железнодорожные операторы также используют различные цифровые решения, но неэффективно обмениваются информацией в рамках международных перевозок. Морские линии выстраивают институты и платформы цифровизации грузопотоков на глобальном уровне. Автомобилисты не отстают. Для логистики внутри страны, конечно, проще все это внедрять. Для международной логистики многое зависит от межгосударственных союзов и их роли в стандартизации и унификации информационных потоков, в обмене информацией между таможенными и фискальными органами.

В свою очередь директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева рассказала, как в Казахстане оцифровывается бизнес в сфере транспорта.

«Казахстан идет в ногу со временем, внедряя информационные технологии в различные сферы экономики.  “Цифровой Казахстан” — масштабный проект правительства, рассчитанный на пять лет с 2018-2022, уже дает положительные результаты за счет внедрения электронного документооборота. Одним из проектов госпрограммы стало “Единое окно” по экспортно-импортным операциям. Портал предназначен для  слежения за цепью поставок товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита их деятельности», - отметила она.

В январе 2018 года была запущена система электронного декларирования товаров – «Астана-1», добавила наша собеседница. Она была опробована в пилотном варианте в регионах РК. Представителям бизнеса была предоставлена возможность электронной саморегистрации, любого необходимого информирования, отслеживания процедур таможенного транзита, таможенной очистки товаров, доступа к системе управления рисками и лицевым счетам.

- Маргарита, что еще делается в этом направлении?

- Помимо электронного документооборота, внедряется и интеллектуальная транспортная система.Планомерно вводятся в эксплуатацию технологичные пункты взвешивания автомобилей в движении, пункты взимания платы, передвижные дорожные лаборатории. Планы разработчиков систем — до конца 2025 пополнить бюджет на сумму свыше 200 млрд тенге за счет системы взимания платы за проезд и снизить количество ДТП за счет мониторинга правонарушений.

Реализуется отраслевая стратегия "Цифровая железная дорога", в рамках которой предоставляется сервис по онлайн отслеживанию грузов. Внедрена система устройств электронных замков, обеспечивающих сохранность груза и оперативное реагирование на попытки несанкционированного доступа к грузу. Стартовала автоматизированная система “Договорная и коммерческая работа“. Реализована 100% “безбумажная“ подача заявок на перевозку грузов, а также интеграция с информационной системой “Астана-1” КГД МФ РК. Это, конечно, облегчает и упрощает логистические процессы.

Развитие транзитных контейнерных перевозок также стимулируется цифровизацией процессов мультимодальных перевозок. в СЭЗ “Хоргос — Восточные ворота” внедрена автоматизированная система процессов, что позволяет снижать как временные затраты при прохождении транспорта через КПП, так и финансовые при регистрации.Перечисленные нововведения носят позитивный характер и позволяют рассчитывать на увеличение транзитной привлекательности Казахстана.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.