Какие нововведения могут усложнить работу бизнеса в 2021 году

Об этом рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие нововведения могут усложнить работу бизнеса в 2021 году- Kapital.kz

Для бизнеса продолжают действовать запретные и ограничительные меры, связанные с режимом работы и заполняемостью помещений и объектов. «Под запретом остаются 10 видов предпринимательской деятельности, ограничены - 84 вида. Сегодня карантинные ограничения затрагивают более 520 тыс. субъектов МСБ, в том числе 70 тыс. юридических лиц и 450 тыс. индивидуальных предпринимателей», -  рассказал во время интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

Он отметил, что с начала введения чрезвычайного положения обработано более 144 тыс. обращений предпринимателей. При этом каждое третье обращение в офис бизнес-омбудсмена было связано с просьбой о разрешении на работу в период ЧП и карантина.

По данным НПП РК «Атамекен», с 1 марта по 1 ноября 2020 года закрылись 108 643 ИП и 19 001 юридическое лицо.

Вместе с тем Рустам Журсунов не исключает, что в текущем году могут закрыться до 50% ресторанов, кинотеатров, предприятий по организации торжественных мероприятий.

- Рустам Манарбекович, какие нововведения, которые вступили или вступят в силу с этого года, по вашей оценке, еще больше могут усложнить работу бизнеса?

- Вы знаете, что с 2020 года введен трехлетний мораторий на проверки субъектов малого бизнеса, сейчас министерство финансов предлагает расширить перечень исключений по налоговым проверкам. Но мы против исключений из моратория на проверки бизнеса. Такая позиция, на наш взгляд, дискредитирует поручение главы государства о введении моратория на проверки. Мораторий в принципе не должен содержать исключений, поскольку бизнес не почувствует тогда его, так же как и послаблений контроля.

Включение дополнительных исключений для налоговых проверок приведет к значительному увеличению нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Ведь для налоговых органов и так уже предусмотрен ряд исключений: встречные, тематические налоговые проверки, а также проверки недропользователей.

На мой взгляд, некорректным можно назвать обоснование Минфина о явном занижении уровня доходов в 2020 году у 60% предпринимателей по сравнению с 2019 годом. Отмечу, что основной причиной снижения доходов явилось полное закрытие деятельности практически всех субъектов бизнеса в период с 16 марта до 15 апреля 2020 года в связи с объявлением режима ЧП на всей территории страны из-за распространения коронавирусной инфекции, соответственно произошло снижение покупательской способности, а не сокрытие доходов. Многие предприниматели были вынуждены прекратить работу, их деятельность была ограничена по времени, количеству посетителей. Также они несли и несут дополнительные затраты на соблюдение карантинных мер. Кроме того, часть предпринимателей до сих пор не возобновили работу.

Произошла массовая переориентация и миграция секторов, которые были запрещены или ограничены в режиме работы.

Здесь хотелось бы добавить, что в период ЧП и карантинных мер НПП «Атамекен» по различным каналам проводила опросы среди предпринимателей. Так, с 23 июня по 18 августа были опрошены 66 108 предприятий. Опрос показал, что было сокращено 83 тыс. работников, 93 тыс. - находятся в отпуске без сохранения зарплаты.

Вместе с тем 10% опрошенных отметили высокую вероятность закрытия бизнеса, а 23% - полное отсутствие доходов.

В этой связи мы уже направляли замечания в министерство финансов, но они не были учтены. Я подготовил соответствующее обращение в Администрацию Президента.

Также хочу напомнить, что Национальная палата просила рассмотреть возможность переноса на 2022 год введение обязательного оформления СНТ на товары.

В настоящее время принято однозначное решение о том, что сроки пилота по подакцизным товарам продлеваются – до 1 июля 2021 года, по ввозу из ЕАЭС/вывозу в ЕАЭС – до 1 июля 2021 года, а по товарам Виртуального склада (Приказ МФ 384) – до 1 ноября 2021 года.

По остальным товарам из Перечня изъятия ВТО и маркируемым товарам (в том числе табачным изделиям с применением цифровой маркировки) срок начала пилота переносится с 1 февраля 2021 года на 1 июля 2021 года, срок окончания – с 1 июля 2021 года на 1 февраля 2022 года.

Кроме того, с учетом предложений налогоплательщиков предусматривается ряд упрощений.

На расширенном заседании правительства 26 января предлагалось рассмотреть вопрос об освобождении индивидуальных предпринимателей от предоставления налоговой отчетности в случае использования ими онлайн кассовых аппаратов и POS-терминалов. Как вы считаете, насколько данная мера действительно сможет решить наболевшие проблемы ИП?

- Да, это необходимая мера поддержки для бизнеса, особенно в период пандемии. В настоящее время работа в данном направлении уже проводится, обсуждается введение упрощенного режима для ИП, предусматривающего отмену обязательства по представлению налоговой отчетности.

Поясню, что министерством финансов предлагается применение данного режима с использованием мобильного приложения, которое заменит онлайн кассовые аппараты и POS-терминалы. Наряду с этим предполагается, что предпринимателю не нужно будет вести бухгалтерский и налоговый учет, так как все будет в мобильном приложении.

Если все это реализуется и внедрится, несомненно, что налоговым органам не надо будет проводить проверки субъектов малого бизнеса, поскольку вся информация о доходах ИП автоматически будет поступать в их информационные системы.

- По словам Касым-Жомарта Токаева, сейчас, в период восстановительного роста, правительству совместно с НПП «Атамекен» следует выработать предложения по совершенствованию налогово-бюджетной политики в новых реалиях. На ваш взгляд, какие меры и решения действительно смогут кардинально упростить и смягчить налоговое администрирование для МСБ?

- Ни для кого не секрет, что предпринимательство требует свободы. Для этого необходимо минимизировать любые контакты (с государством - Ред.), где это только возможно. Тогда мы сможем прийти к новой экономической политике. Глава государства акцентировал внимание на том, что такие взаимосвязи должны быть только в случае возникновения рисков для жизни и здоровья людей, экологии, возможно, нравственности, национальной безопасности. Все остальное должно регулироваться с чистого листа.

Именно поэтому 31 декабря Президент РК подписал соответствующий указ, в котором вводится такое понятие, как "регуляторная гильотина". Все госорганы до 1 января 2024 года должны будут пройти экзамен и защитить свои требования. Если они не пройдут его, то с 1 января 2024 года за эти требования предприниматели не будут привлекаться к административной ответственности. Это подстегнет все госорганы провести ревизию на соответствие базовым требованиям.

Второй тезис, который отметил глава государства,– ревизия Налогового кодекса. Понятно, что налоговое правоотношение является одним из самых сложных и чувствительных, в том числе и для бизнеса. Наша задача – сделать его как можно проще.

Сейчас бизнес за каждого работника платит пять разных платежей, и общая нагрузка составляет 32%. Мы предлагаем единый платеж в размере 20%. Есть предложения, связанные с дифференциацией ставок. Напомню, что в 2020 году действовала дифференцированная ставка НДС, то есть пониженная ставка в 8% для социально значимых товаров. Мы считаем, что нужно продлить действие этой ставки, более того, сделать ее постоянной.

- Как вы относитесь к тому, что в Казахстане хотят создать микрофинансовые организации с участием НПП «Атамекен» для льготного кредитования самозанятых и безработных, прошедших обучение по программе «Бастау»?

- Прежде всего хотелось бы сказать о действующей деятельности МФО, созданных НПП «Атамекен» с участием акиматов областей Казахстана. Основным их видом деятельности является предоставление кредитов действующим и начинающим предпринимателям в сельской местности на льготных условиях.

Как видно, такие МФО имеют социально ориентированный профиль: финансируют в основном жителей сельской местности, которые по разным причинам неинтересны банкам и организациям, осуществляющим микрофинансовую деятельность. 

Кроме предоставления микрокредитов, МФО, созданные НПП «Атамекен», обучают заемщиков основам ведения бизнеса и финансовой грамотности, то есть работают непосредственно в «поле» при тесном контакте с населением.

Поэтому неудивительно, что государство заинтересовано в предоставлении доступа к дешевому фондированию самозанятого населения, проживающего в сельской местности и небольших городах, через созданный и работающий инструмент – МФО с участием НПП «Атамекен».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Новости партнеров: