Как «вышить» успех

Даже если фабрике отказал крупный иностранный инвестор, она может стать сильной

2

Пусть отечественная легкая промышленность не находится в зените славы, как это было во времена Казахской ССР, тем не менее в ней кроется возможность серьезного расширения ассортимента выпускаемой в стране продукции. Знаете, почему? По статистике, в марте этого года 44% всех активных субъектов МСБ страны возглавляли женщины. Они обеспечивали 31% всех рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса и именно женщинам принадлежала основная доля стартапов в легкой промышленности. 

В интервью нашему изданию партнер EY, руководитель практики консультационных услуг в Центральной Азии и на Кавказе Ксения Бабушкина тоже отметила важность для экономики женщин-руководительниц. По ее словам, бизнес-леди почти 90% от того, что зарабатывают, вкладывают в важные отрасли экономики - образование, здравоохранение, так как прежде всего обустраивают среду, в которой живут со своими семьями.

Глава ТОО «Саранская швейно-трикотажная фабрика GALEX PLUS» в Караганде Галина Бланкина как раз из числа женщин, которых, если они решили заняться бизнесом, сложности не остановят.

Как «вышить» успех 520741 - Kapital.kz

«Наше производство создано в 2000 году на базе бывшей советской трикотажной фабрики. И с тех пор шьем все, что можно: форменное обмундирование для всех силовых структур, школьную форму, есть вязаные изделия и частично товары народного потребления, в частности, шапочки, свитеры, шарфы, платья, спортивные костюмы. Сейчас мы работаем 6 дней в неделю, но стремимся к тому, чтобы перейти на пятидневный график, потому львиная часть сотрудников – это женщины, у которых есть семьи, и им нужно уделить время», - рассказала наша собеседница.

Женский коллектив делает большую работу, мощность фабрики составляет 300 тыс. изделий в год.

«Наш бизнес сложный – основная проблема в кадрах, в швеях. Их готовят в колледжах, но мы на своем опыте убедились, что, во-первых, этих выпускников недостаточно, во-вторых, их обязательно надо доучивать. Кстати, с унифицированными профессионалами тоже есть сложности, например, недостаточно закройщиков, технологов высокой квалификации», - сказала Галина Бланкина.

Основной костяк сотрудников фабрики составляют «старые» кадры, которые окончили московский, ленинградский институты. Их очень ценят и делают все возможное, чтобы не отпустить, тем более что эти мастерицы передают свой опыт и обучают нюансам швейного дела новобранцев. На базе GALEX PLUS действует учебный центр, организованный совместно с НПП «Атамекен», там-то новичков и обучают, рассказала Галина Бланкина.

Как «вышить» успех 520746 - Kapital.kz

Еще одна сложность – источники финансирования, продолжила она. В начале 2000-х годов, то есть когда фабрика только начала работать, предпринимательница обратилась в Европейский банк реконструкции и развития за финансовой поддержкой, но там отказали, аргументировав это тем, что у предприятия нет перспектив.

«Люди просто были далеки от производства, да и менталитет другой. И мы решили работать сами, искать других партнеров», - сказала наша собеседница.

И ими стали коммерческие банки. Фабрики, по ее мнению, не могут работать без БВУ, потому что производство – это отрасль, в которой постоянно должен присутствовать оборотный капитал.

«Более 5 лет мы работаем с Jýsan Bank, нам с ним очень удобно. Стабильный банк, и все время идет на встречу, всегда интересуются нашими делами. Банк не просто хочет выдать нам кредит, он заинтересован в том, чтобы у нас все было хорошо, чтобы фабрика развивалась. Мы стали друг для друга как родные», - сказала Галина Бланкина.

Хотя есть опыт сотрудничества с другими БВУ, с Jýsan Bank сложились самые комфортные условия партнерства, добавила она.

«Мы брали в Jýsan Bank кредит на обновление оборудования по программе «Экономика простых вещей» через фонд «Даму», - пояснила предпринимательница.

Как «вышить» успех 520753 - Kapital.kz

В остальном у фабрики нет больших сложностей. Для производства в первую очередь закупается отечественное сырье, продолжила она свой рассказ. Ткани и синтепон закупаются у шымкентских и алматинских компаний, фурнитура тоже от местных производителей. А вот пряжу приходится привозить из Беларуси и России, потому что в нашей стране своей нет, добавила собеседница. И что важно – проблем с поставками сырья в пределах ЕАЭС нет, даже во время первого жесткого локдауна их не возникало.

«У нас с партнерами многолетние налаженные отношения. Я имею в виду не только поставщиков, но и покупателей. Если 20 лет для продвижения нашего бренда на рынке приходилось себя рекламировать, посещать всевозможные выставки легкой промышленности, то сейчас нас уже хорошо знают. Трудолюбие, порядочность, хорошее качество изделий всегда находят отклик у покупателей», - сказала Галина Бланкина.

Кстати, наша собеседница еще на стадии запуска фабрики решила, что целевой аудиторией должны стать силовые структуры. Отвечая на вопрос о том, насколько это оказалось сложным делом, войти в число поставщиков формы для силовиков, Галина Бланкина сказала, что это несомненно. Как бы то ни было, GALEX PLUS их обшивает.

«Хотя мы ориентированы на оптовые заказы, тем не менее решили организовать и розничную продажу. У нас есть магазин, один, много не открываем, все как-то руки не доходят, поскольку это целое направление в бизнесе. В бутике, который мы открыли в Военторге в Караганде, продается наша вязаная одежда, вся линейка школьной формы. Был период, когда за нашими вязаными вещами приезжали из Европы, там очень ценится все, что сделано из чистой шерсти», - сказала предпринимательница.

Фабрика может производить больше того объема, который есть на сегодняшний день. В осенние месяцы, когда все договора выполнены, а также с декабря по февраль включительно – время, когда силовые органы формируют бюджеты на год, нужно проявить смекалку, чтобы не снижать обороты, отметила наша собеседница.

Как «вышить» успех 520759 - Kapital.kz

«Я вижу хорошие перспективы у нашей легкой промышленности. Те, кто открывали производство в последние годы и хотели работать в долгосрочной перспективе, остались на рынке. Пусть осторожные, но делаются шаги в производстве товаров народного потребления – на прилавках рядом с китайскими, турецкими, кыргызскими вещами появляются казахстанские, конечно, это происходит постепенно. Нужно дать немного времени, хорошую поддержку нашим производителям, и их продукция займет достойное место», - считает Галина Бланкина.

Отвечая на вопрос о том, появилось ли чувство патриотизма у казахстанцев и стали ли они чаще покупать отечественные товары легкой промышленности вместо иностранных, она сказала, что если качество хорошее, то да.

«Фабрика в Алматы шьет хорошие мужские костюмы, вы не отличите их от импортных. Хорошие носочно-чулочные изделия шьет фабрика в Караганде, потому что там чистый хлопок. Носки китайского и турецкого производства содержат 15% хлопка и при этом их считают хлопчатобумажными, а в казахстанских 100%-ное содержание хлопка», - добавила Галина Бланкина.

Говоря о планах фабрики на ближайшее будущее, она заметила, что самое важное - сохранить тех специалистов, которые есть, и обучить новых. Ведь когда есть квалифицированные кадры, можно думать и о расширении производства.

Получите консультацию
Оставьте свои контактные данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для предоставления консультации по любому интересующему вас вопросу

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.